Случайно наткнулся на фильм «Банкиры»/Azor (2021) Швейцария, Аргентина, Франция.
Жанр : драма.
Анонс: Швейцарский частный банкир Айвэн де Виль приезжает в Буэнос-Айрес вместе со своей женой Инес. Официально они приехали на отдых, но на самом деле банкир хочет найти своего партнера Рене Киса, который загадочно исчез. В Аргентине утвердилась военная диктатура и в разгаре политические репрессии. Рене отвечал за связи с богатыми аргентинскими клиентами, которые предпочитали держать свои капиталы за границей. Теперь Айвэн общается с теми, кто причастен к установлению диктаторского режима.

Личное ощущение - это шедевр. В том числе и потому, что несмотря на то, что сюжет происходит в Аргентине в 1980г. во время военной хунты, на самом деле можно подставить любую страну в период диктаторских и тоталитарных режимов.
Сюжет развивается не спеша, с очень подробным отображением жизни аргентинцев в период власти военных. Банкир разыскивает своего пропавшего партнёра параллельно настраивая связи с представителями аргентинской элиты. Надо заметить, элита показана очень жизненно и возникают очень реальные аллюзии с некой иной страной, расположенной в другом полушарии земного шара в более поздний период.
Причём эти аллюзии там постоянно всплывают.
Часть элиты, понимая что в стране наступил пи…ц, посредством предупредительного банкира из Европы пытается переправить оставшиеся капиталы в Швейцарию, и самим тоже нафиг подальше, лучше туда же в Женеву, если успеют. У одного пропала дочь, у других тоже кто-то пропал.
Среди местных богачей витает тихий ужас и плохо скрытая паника. Они пытались быть аполитичными, но кое-кому этого уже мало.
Другая часть - представители новой элиты, так и названной в фильме «сливки хунты», они плотоядно присматриваются к активам старых богачей, и вообще все в стране рассматривают как свою собственность, оперируют на словах возвышенными понятиями о патриотизме, родине и что «паразитов нужно уничтожать». Но на самом деле…
Не буду спойлерить. cenzura
По ходу пьесы банкир узнает много интересного о пропавшем компаньоне. Извращенец, любитель бухать, рисковый игрок и вообще любимец местной элиты. Был. Он многим нравился, но все предпочитают говорить о нем только в прошедшем времени.
На самом деле, на испанском фильм называется Azor - ястреб, что созвучно с главным героем, а кроме того его жена объясняет, что это слово они используют в скрытом языке как предупреждение, когда нужно быть осторожным и держать язык за зубами.
Почти весь фильм главный герой все ищет некого Лазаро, с кем якобы у пропавшего компаньона была назначена последняя встреча. При упоминании которого, все замолкают или делают вид что не расслышали.
В последних десяти минутах фильма все становится ясным. Становится понятным куда пропал компаньон. И кто такой Лазаро.
За три минуты наглядно показана сама суть любого тоталитарного или авторитарного режима. Повторю - любого. Независимо от того, что пиздят его основатели и последователи.
А ещё этот фильм о понятии «ничего личного- это бизнес». Ну и вечного «деньги не пахнут». Именно о том как люди, или точнее, что внутри этих людей вынуждает переступить грань.
И о том, что по отдельным характеристикам и привычкам какого-то человека, можно не понять, какой он был на самом деле.
Очень психологический фильм. Психологическая драма. Фильм разделен на четыре действия наподобие как в театре пьесы. В нем нет ярких эмоций, перестрелок, разборок, будничные и деловые разговоры, переговоры, сплетни, но атмосферно и натурально показана атмосфера страха, безвременья, покорности агнцев, приготовленных на заклание, чем дальше в пасть, тем тщательнее и продумано нужно подбирать выражения сказанного , ибо неправильно истолкованная фраза может стать точкой невозврата в прямом смысле.
Причём в самом конце становится очень многое понятно, зачем на протяжении фильма давались оценки тем или иным поступкам, почему акцент был сделан именно на этом в том эпизоде. Вроде бы незначительные мелочи (внимание: спойлер - типа рукопожатия руки, которой только что один из персонажей встряхивал свой член в кустах после мочеиспускания…) в итоге становятся штрихами в общий замысел создателей этого кино.
Вы конечно все равно не станете смотреть, предпочтете Человека Паука, Техасскую резню бензопилой, ну или Падение Луны pop, ну я так, а вдруг…

PS: История Аргентины вообще интересна. В т.ч. из-за опять-таки аналогий. В первой половине двадцатого века Аргентина считалась одной из богатейших стран мира.
Но потом что-то пошло не так. Ряд правительств-популистов, потом полковник Перон. Решивший идти своим путём, отличным от капитализма и коммунизма. Он так и называется перонизм. Потом он надоел всем. И ему выдали пинка. Спустя двадцать лет он опять вернулся и возглавил страну, но дедушка был старенький и неожиданно помер. Власть перешла к него дочери. Та вообще недолго успела поразвлекаться и уже ей пинка дали военные. И началась хунта. Те уже развлекались как могли. Недовольных (коммунистов, социалистов, перонистов, и вообще до хера болтающих) сбрасывали с вертолётов и самолётов в океан. Заливали заживо в бетон.
Инфляция была за пределами экономических законов этой Галактики, потом они чуть не развязали из-за клочка спорной территории войну с Чили, где кстати тоже была хунта с известным Пиночетом. Пришлось лично Папе Римскому примирять этих вояк.
Развлекаться они могли по идее ещё долго, но решили усложнить сценарий и провести спецоперацию - захватили Фолклендские (Мальвинские) острова , принадлежащие Британии. На хера они им сдались? А потому что с 18 века спор за этот клочок земли в океане был между Англией и Испанией. Ну а так как Аргентина когда-то была частью Испанской империи, то по видимому некая сакральность присутствовала.
Но не долго музыка играла. Британцы прислали свой Гранд флит с морпехами и прочими коммандос, и вышвырнули аргентинцев обратно к их ламам.
Тут все поняли, что военные горазды только в океане людей топить и вообще зае… всех. Опять демократия.
Военных посадили. Потом два дефолта. Постоянная инфляция. Несколько лет назад мне удалось там побывать.
Ощущение непонятное. Вроде люди живут. В среднем относительно неплохо. Но как местные говорят, всем на все похуй. Давно. Главное - футбол. В фильме кстати хорошо по этому прошлись. Победили на ЧМ. «Второй год празднуем».
Ну а с другой стороны, если праздновать больше нечего…